На главную
Наш телефон:
(495) 642-85-65
e-mail: galo@galo.ru

Использование тренажёров в учебном процессе


На занятиях энергетиков
МЭС Урала
   

Главной задачей учебного процесса системы массового обучения — научить каждого участника не только навыкам оказания первой медицинской помощи, но и обучить его действовать в команде и привлекать к помощи других очевидцев. Только такое обучение даёт шанс на спасение пострадавшего, находящегося в состоянии клинической смерти после поражения электрическим током, дорожно-транспортного происшествия, утопления или падения с высоты до прибытия бригады скорой помощи.

В реалиях нашей страны профессиональные медики на место происшествия в лучшем случае прибудут через 15-20 минут. Поэтому, только группа очевидцев сможет проводить реанимацию столь длительное время («Реанимация более 15 минут»).
Для того, чтобы добиться основной задачи массового обучения — обучить за 3-4 учебных часа не только навыкам реанимации, но и использовать их в реальных ситуациях несчастного случая, требуется отказаться от восьми расхожих заблуждений в использовании тренажеров.



Первое заблуждение

   

«Для того чтобы не испугаться и приступить к реанимации, очевидец без медицинского образования должен привыкнуть к виду трупа».

Вид трупа даже у медицинских работников вызывает отрицательные эмоции и брезгливость. Но, к сожалению, внешний вид подавляющего числа тренажеров напоминает умершего человека.

Легко представить, что чувствует учащийся при виде тренажеров фирмы «ЛАЭРДАЛ», если ее проспекты утверждают, что при создании учебного манекена был использован гипсовый слепок с лица мертвой девушки Анны, утопившейся в Сене еще в XIX веке. Вопрос, насколько этично использовать образ погибшей, оставим на совести создателя фирмы — господина Лаэрдала. Ведь именно по его воле вот уже более ста лет по Европе бродит неприкаянный призрак, призрак утопленницы из Сены, которую до сих пор пытаются оживить. И, кажется, пока безуспешно.

Другой образчик «трупной эстетики» — пластмассовые манекены фирмы «ЭЛТЕК», сделанные в виде подростков. Индийскому гостю, знакомому не понаслышке с кошмарами землетрясений в Индии и Пакистане, посещение выставочного стенда этой российской компании, напомнило морг детской больницы после катастрофы или стихийного бедствия, где детские тела серо-зеленого цвета были разбросаны в различных позах на полу и каталках. Именно эти тренажеры Министерство образования и науки РФ навязывает школьным учителям в качестве учебных пособий. Если перед преподавателями ОБЖ поставлена задача воспитать в наших детях стальную выдержку, необходимую для посещения моргов, то на сегодняшний день лучших тренажеров пока еще никто не придумал.

Однако на конкурсе мертвяков вне конкуренции оказались тренажеры семейства «МАКСИМ». С желтыми зубами и деревянными ногами они снабжаются учебным пособием, на обложке которого изображен уже разложившийся труп с ошметками отлетающих мышц и сухожилий.



Второе заблуждение

   

«Обучение технике вдоха ИВЛ надо проводить только под контролем кривых на мониторе компьютера, которые регистрируют объем попавшего в легкие тренажера воздуха с точностью до 100 мл, а глубину нажатия на грудную клетку отработать с точностью до 10 мм для того, чтобы любой человек смог проводить реанимацию с точностью до миллиметра и миллилитра».

Это утверждение абсурдно, потому что даже профессиональные реаниматологи никогда не задумываются о количестве миллилитров и миллиметров при проведении непрямого массажа сердца и ИВЛ способом «изо рта в рот».



Третье заблуждение

   

«Без выработки, так называемой, «мышечной памяти» при обучении непрямому массажу сердца, нельзя спасти жизнь человека».

Использование тренажера в этом случае предельно примитивно. Инструктор выставляет на тренажере фишку «мужчина», «женщина», «ребенок», а обучаемый на всю жизнь запоминает, с какой силой надавливать на женскую, мужскую или детскую грудную клетку.
Эта методика заставляет вспомнить анекдот советских времен, когда накануне «Восьмого марта» у дверей галантерейного магазина уже не один час стоит мужичок с галантно вытянутыми руками и просит девочку открыть двери. Да, совершенно верно… он не боится испачкать руки, как можно подумать с первого взгляда.



Четвертое заблуждение

   

«Человека без медицинского образования можно обучить навыкам выдвижения нижней челюсти за 15-20 минут».

Каждый врач прекрасно знает, как трудно дается освоение этой, казалось бы, простой манипуляции. Навыкам выдвижения нижней челюсти специалисты обучаются в отделениях реанимации, неврологии и т.п. на реальных пациентах и не один день.

В системе массового обучения предлагается взять на вооружение навыки наиболее простого в исполнении способа освобождения дыхательных путей за счет запрокидывания головы. Достаточно несколько раз проделать эту манипуляцию на роботе-тренажере «Гоша», чтобы добиться ее правильного и уверенного исполнения.

Фирмы, предлагающие тренажеры с «полной имитацией височно-нижнечелюстного сустава», явно лукавят. Точно сымитировать все опасные и безопасные движения нижней челюсти и избежать ее вывихов при неумелых попытках ее выдвижения на современном уровне техники пока невозможно. Да и нужны ли такие тренажеры для массового обучения людей, далеких от медицины?



Пятое заблуждение

   

«Следует обучать каждого потенциального очевидца несчастного случая искусственному дыханию способом «изо рта в нос».

В реалиях несчастного случая брать в рот и облизывать чей-то нос, да еще с характерными выделениями, наверное, не смогут даже те, кто это пропагандирует.

А во время эпидемий ОРВИ или гриппа всем известный насморк, которым страдает каждый третий житель планеты, полностью блокирует проходимость носовых ходов. (Смотри «Атлас добровольного спасателя» стр. 28).
Утверждение, что пострадавшего в состоянии клинической смерти и с травмой нижней челюсти можно спасти только способом ИВЛ «изо рта в нос», также не имеет практического подтверждения.
Да и как в этом случае воздух может попасть ниже механического препятствия (блока), созданного запавшим языком, отломками нижней челюсти или хрящами гортани. Ситуацию может спасти только экстренная коникотомия (рассечение конической связки шеи), которую имеют право делать только медицинские работники или хорошо обученные бойцы спецназа.



Шестое заблуждение

   

«Чем больше прилагается к тренажеру программ, тем выше эффективность обучения».

Одна из фирм предлагает аж 28 таких программ, а ее сотрудники с пеной у рта доказывают, что такое количество дает громадное преимущество в обучении лиц без медицинского образования. Вопрос: каким образом? 45 минут урока не резиновые.

В то же время отличие в алгоритме действий при оказании первой медицинской помощи будет только в двух ситуациях: в случае поражения электрическим током и утоплении. В первом случае оказание помощи начинают с обесточивания. Во втором — с обязательного поворота пострадавшего на живот и освобождения дыхательных путей, и только затем приступают к оценке состояния пострадавшего.

Хотя, как показывает опыт фирмы «ЭЛТЕК», использование такого огромного количества программ на экране дисплея, успешно отвлекает от убожества и недостатков самого тренажера. Пока внимание сосредоточено на «полномасштабном дисплее внутренних органов человека», зритель совершенно не замечает, как при каждом нажатии непрямого массажа сердца грудина тренажера складывается, чуть ли не пополам, что является достоверным признаком перелома грудной кости, а подобные действия обязательно приводят к несовместимым с жизнью травмам сердца и легких.

И, тем не менее, НИИ ОБЩЕЙ РЕАНИМАТОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МЕДИЦИНСКИХ НАУК утверждает, что именно эти особенности тренажера обязательны в обучении наших школьников и энергетиков навыкам сердечно-легочной реанимации.



Седьмое заблуждение

   

«От угла запрокидывания головы пострадавшего всецело зависит количество вдуваемого в желудок воздуха во время проведения ИВЛ способом «изо рта в рот». И для этого даже разработаны тренажеры, которые учат направлять поток воздуха в легкие или в желудок».

Как же все просто! Но вот только одна незадача: для решения проблемы попадания воздуха в легкие профессиональные врачи не могут отказаться от специальных интубационных трубок.
Кстати, во время проведения ИВЛ способом «изо рта в рот» воздух неизбежно попадает в желудок. И вина за это всецело лежит на надгортаннике. Именно этот «стрелочник», а точнее сама «стрелка», меняя свое положение, направляет поток воздуха в желудок или в легкие. При проведении ИВЛ способом «изо рта в рот» мы не можем контролировать положение надгортанника, поэтому часть воздушного потока попадает в желудок. Проблему решает только интубационная трубка, введенная врачом непосредственно в трахею.

В то же время следует учитывать, что при каждом надавливании непрямого массажа сердца какая-то часть воздуха из желудка выталкивается наружу. Именно этим объясняется появление неприятного запаха при каждом таком «активном выдохе». Если реанимация проводится не более 10-15 минут, то объем воздуха, скапливающегося в желудке, незначителен. Но когда живот начинает заметно увеличиваться, то возникает настоятельная необходимость освободить желудок от воздуха. Для этого следует повернуть пострадавшего на живот и надавить кулаками ниже реберной дуги. На практике такая необходимость возникает только через 10-15 минут реанимации.



Восьмое заблуждение

    «Удар по грудине крайне опасен для жизни, и поэтому запрещен Минздравом».

Представители фирмы «Медиус» утверждают, что этот удар имеют право наносить только врачи, вступившие в Ассоциацию американских врачей кардиологов.

Все боксеры, наверное, уже вступили в эту ассоциацию. А как же иначе? Всего один удар боксера-профессионала по корпусу противника, и по версии таких знатоков, — еще одни похороны.
Если следовать логике такого «странного» заблуждения, то следует запретить не только все игровые виды спорта, но и уроки физкультуры в школах. Более того — запретить детям играть на переменах. Любое случайное столкновение или удар ладонью во время игры в «салочки» могут привести к трагическим последствиям. Однако из практики известно, что прекардиальный удар, нанесенный в течение первой минуты после остановки сердца, спасает более чем в 50% случаев внезапной смерти.
Где же логика такого заблуждения? Истина, как всегда, лежит на поверхности: «Если наши тренажеры рассыпаются после первого удара по грудине, то, значит, удар надо срочно запретить». Сколько человеческих жизней было потеряно из-за такого более чем странного заблуждения.
Кстати, непрямой массаж сердца, который в тысячу раз опасней при проведении на живом человеке, эта фирма рекламирует с удвоенным энтузиазмом, но … на тренажере, которому кувалдой проломили грудную клетку. При каждом надавливании грудная кость, в виде овального люка, проваливается за ребра, что является прямым противопоказанием к проведению непрямого массажа сердца. А чтобы не видеть такой кошмар, фирма запрещает освобождать грудную клетку от одежды. И тоже, по «рекомендации Минздрава»?

 
Yakovin.ru — разработка сайта
© ООО «ГАЛО», 1999–2024

434711